• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

Главная / Университет / Пресс-центр / ВолгГТУ в СМИ / ИА «СоцИнформБюро»: «Без Интернета образование уже невозможно». Как и чему будут учить в вузах через 10 лет

ИА «СоцИнформБюро»: «Без Интернета образование уже невозможно». Как и чему будут учить в вузах через 10 лет

21.10.2020

Современные мобильные технологии стремительно меняют мир вокруг нас. Они дают новые возможности, создают новые индустрии, но также повышают требования и к воспитанию кадров, и к личному развитию.
Как меняются культура общения и принципы преподавания, что за новые подходы появились вынужденно и какие компетенции помогут быть успешными через несколько лет, какие изменения в скором будущем неизбежны, а какие желанны – мы поговорили об этом с ректором опорного вуза Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) Александром Навроцким и директором волгоградского филиала компании МТС Натальей Сахаровой.
Это первая встреча в рамках совместного диалогового проекта «Сейчас и завтра», который ИА «СоцИнформБюро» запустило в партнерстве с МТС.

СоцИнформБюро (СИБ): поскольку в корпоративной культуре МТС не приняты обращения по отчеству, а Александра Валентиновича мы не решаемся называть просто по имени, то будем говорить «профессор».

Ему и первый вопрос.

Профессор, сейчас начинают муссировать слухи, что образовательная система будет стремительно перемещаться в сторону полного ухода на дистанционный формат. Не только в связи с эпидемиологическими соображениями, но и вообще потому, что активно развиваются технологии и так просто удобнее. Насколько мы от этого далеко и чем угрожает такая возможность? Вообще вы верите в это?

Ректор Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) Александр Навроцкий

Александр Навроцкий (АН):

– Образование — это очень обширная сфера, включающая в себя разные составляющие. Поэтому, при обращении к таким понятиям и проблемам, уместнее всего их сегментировать. Если мы говорим о подготовке, скажем, специалиста в рамках программы высшего образования, то полный переход на дистанционное образование, я думаю, абсолютно невозможен. Мне несколько некорректно судить о программах, например, юридического или гуманитарного профиля, но, что касается инженерного дела или иных программ технического профиля подготовки, то в этой сфере полный уход на дистанционку совершенно немыслим. Думаю, на самом деле, это относится абсолютно ко всем сферам, потому что несмотря ни на что должна состояться связь между учителем и учеником. Именно так передаются основополагающие понятия, не зависящие от того, кого и чему обучать. Это традиции, ценности, культурный код. Помимо того, что есть знания и технологии, важны еще и подходы. В личном общении с педагогом происходит трансляция ценностей.

СИБ  – Через скайп ценности не транслируются?

АН – Не в полной мере. Получается своеобразный фильтр, многое может быть неправильно или неполно воспринято. Я некоторое время работал в японском университете. Так наш руководитель, заведующий лабораторией, каждую неделю принимал профессора из другой страны. Днем он читал лекцию, а вечером они обсуждали что-то за ужином в ресторане. И там присутствовали не только два профессора, но и старший аспирант, младший аспирант, студенты. Именно в такой среде происходит научное и культурное воспитание – о чем они говорят, как строят дела. Разве можно этому научить по видеосвязи?

СИБ –  Ну в Японии с технологиями давно все хорошо. А в нашей стране многие дети, и, наверное, большинство преподавателей школ, только благодаря самоизоляции впервые как следует освоили эти технологии и поняли их пользу. Разве нет?

АН – Дистанционные технологии сами по себе не несут положительной или отрицательной оценки, определенно точно, это не зло. И такое образование – это по большему счету не альтернатива, а замечательное дополнение. В сфере высшего образования существует устойчивое понятие «самостоятельная работа студента». Но подходы могут быть разными: один преподаватель даст студенту решать задачу на бумаге или, скажем, задаст писать реферат, а другой использует web-тренажер. Информационные технологии дают больше возможностей, в том числе, интерактивных. К примеру, в инженерном деле зачастую хочется оживить чертеж, сделать его более наглядным. А как это сделать? Как можно визуализировать, например, коробку передач на современном автомобиле? Сейчас эти вопросы уже во многом потеряли свою злободневность. Можно и видео найти, и трехмерную компьютерную симуляцию сделать. Да и сам студент может виртуально изменить те или иные параметры, геометрию и увидеть, как все работает после его вмешательства. Технологии дают возможность обучать и подготавливать специалистов на другом уровне.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги