• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
Версия для слабовидящихДоступная среда
ГлагоL (Москва):  Волгоградский изобретатель спортплощадки для слепых мечтает о внедрении многих идей

5.07.2022

Некоторое время назад информагентства сообщили, что в Волгограде появилась спортплощадка для слабовидящих. Разработала систему доцент Волгоградского института архитектуры и строительства ВолгГТУ Ольга Мельникова. Она рассказала корреспонденту ГлагоL Ивану Илюхину, как появились идеи оборудования именно для инвалидов – всё началось с рисунков дочери.

О том, что в Волгограде создан первый в мире спортзал для слабовидящих, сообщали СМИ не только названного региона, но и российские. Речь о спортивной площадке для игры в гандбол для людей с проблемами зрения, и она такая – единственная в мире. Разработка принадлежит учёным института архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета. Автор и вдохновитель идеи — доцент Волгоградского института архитектуры и строительства ВолгГТУ Ольга Мельникова, и это не первая разработка ученого на тему инклюзивных приборов и оборудования, способных облегчить жизнь инвалидов.

Как рассказала ГлагоL Мельникова, всё началось в 2007 году, когда они с мужем жили ещё в студенческом общежитии и выводили маленькую дочку в песочницу играть. Был среди её друзей мальчик с инвалидностью, которого во двор приносили. Он плохо ходил и даже забраться на самую простую дворовую карусель было крайне проблематично.

«Однажды среди рисунков дочери я увидела картинку с необычной каруселькой. Она нарисовала её с подъёмом для своего друга-инвалида. А уже мой ум инженера-архитектора тут же «дорисовал» идею с возможностью таким детям забираться на аттракционы».

Ольга Мельникова не стала скрывать, что лет десять назад даже пробовала продвигать свою разработку. Но и в предприятиях, устанавливающих и обслуживающих детские аттракционы, и в различных комитетах не только в Волгограде, но и в России она не встретила отклика. 

«Говорили обычное — денег нет. Просили предоставить опытный образец, а потом уж, возможно, взялись бы за широкомасштабное внедрение», — вспоминает Мельникова.

Но так ведь частенько бывало и бывает в среде российских ученых. А идеи-то все равно возникают и хочется их воплощать. Да и студенты, если их заинтересовать конкретикой, лучше постигают профессию.

«Хотя, когда я предлагала им инженерные идеи именно для людей с ограничениями, поначалу встречали их настороженно. Потом доходило, уже по-другому не только на приспособления, но и на жизнь смотрели. Воспитательный момент тоже очень важен». 

Как сказали в руководстве института, у Мельниковой, действительно. много наработок на тему приспособлений для инвалидов, есть очень перспективные. Это, например, специальное оборудование для причала, с помощью которого люди с инвалидностью могут погрузиться на борт, спортивные снаряды для людей с ограничениями. 

Рассказали и о том, что если Мельникова становится куратором студенческой группы, то это практически всегда означает, что студенты будут вовлечены в процесс создания чего-то интересного. Их наработки не раз становились лауреатами различных конкурсов. Она прекрасный организатор, который щедро делится тем, что умеет сама. Всегда подключает к работе самых разных специалистов.

Вот и идея спортплощадки для слабовидящих обрела реальные очертания после подключения к работе IT-специалистов. Суть её в том, что с четырёх сторон инклюзивный спортивный зал оборудован специальными датчиками. Во время игры элементы, способные ловить импульсы, прикрепляются к форме игроков. При броске мяча сигнал отправляется на форму спортсмена, что позволяет ему ориентироваться в игровом поле. 

Аналогов такому залу для слабовидящих и слепых спортсменов в мире нет. За рубежом используют мячи-погремушки. А мячи волгоградской разработки звуков не издают. 

Идет работа над подготовкой патентов на это и другие изобретения талантливого ученого. И на этом настояли как раз в руководстве института архитектуры и строительства ВолгГТУ. А дальше – покажет время.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги