Главная / Университет / Пресс-центр / Новости / О ходе реализации стратегических проектов Волгоградского опорного техуниверситета шла речь на заседании ректората
4.12.2017
Очередное заседание ректората традиционно началось с кадрового вопроса. И, как заведено в Волгоградском опорном техуниверситете, к обсуждению кандидатур, предложенных кафедрами на вакантные должности, члены ректората подходили особенно тщательно, даже можно сказать пристрастно. И это понятно, ведь на профессорско-преподавательский состав в условиях опорного университета возлагается совершенно новая и очень непростая задача: подготовка кадров высокой квалификации, ориентированных на экономику региона, обладающих профессиональными компетенциями, и, что тоже немаловажно, умеющих творчески мыслить. После рассмотрения кадрового вопроса ректор ВолгГТУ, академик РАН В.И. Лысак проинформировал собравшихся о недавнем совещании, участником которого он был, посвященном стратегии экономического развития, проведенном Минобрнауки РФ. Но об этом мы сообщим отдельно.
О ходе реализации стратегических проектов опорного университета рассказал исполнительный директор Программы развития ОУ Л.М. Гуревич. Уточнив, что эти проекты были объявлены не с начала года, а дополнительно, докладчик перешел к анализу их реализации. Итак, стратегический проект Юниор-Актив, который ориентирован на учащуюся аудиторию – детей и подростков школьного возраста, т.е. с 1 по 11 классы. Цель проекта: формирование у школьников устойчивой мотивации к техническому творчеству и ориентация на получение профессионального технического образования в учебных заведениях региона. Не случайно он проводится под лозунгом: «Играя – учусь, учусь играя!».
А из этого следуют и задачи проекта – это организация центра детского технического творчества в университете (сюда входят: центр проектного обучения, конкурсы проектов, а также обучающие смены, которые проводятся в лагерях отдыха); кроме того, формирование многоуровневой системы проектной работы со школьниками; здесь же предполагается реализация системы образовательного лифта: школа, центр проектного обучения, университет.
И надо отметить, что в Волгоградской области создана целая система поддержки научно – технического (инженерного) творчества детей и подростков, в которой задействованы: понятно, что региональный опорный техуниверситет и обладминистрация, а также предприятия, образовательные организации, площадки и т.д. Надо сказать, что здесь используются внешние проекты, информационный портал; а специально созданные методики, формы коммуникации, ресурсные центры позволяют донести до целевой аудитории образовательные программы и проекты, олимпиады, конкурсы, профильные смены. Таким образом, формирование кадров начинается уже со школьной скамьи, что в конечном итоге способствует закреплению молодежи в регионе.
Далее докладчик сообщил членам ректората о достигнутых результатах. В частности, привлечены к сетевому взаимодействию следующие предприятия: ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», ОАО «Сады Придонья», ФГБОУ ВО ВолгГМУ, МОО «Ассоциация клинических фармакологов», ООО «ВолгаГрейт»; реализованы 20 программ дополнительного образования детей с ориентированием на инженерную подготовку в формате учебных модулей, позволяющих формировать индивидуальные траектории с учетом особенностей школьника; проведены четыре смены «Школы молодого ученого» (122 школьника), профильная смена летнего учебно-оздоровительного лагеря «Интеграл» (204 школьника); проведено 5 конкурсов проектов детского технического творчества –конкурс «ЮНИОРАКТИВ», олимпиады «ИНТЕГРАЛец», Робошкола (778 школьников). В настоящее время модернизируется лабораторный фонд ФДП, что формирует потенциал для дальнейшей интенсификации работы со школьниками.
Л.М. Гуревич напомнил и о том, что согласовано участие ВолгГТУ в создаваемом детском технопарке «Кванториум». И отметил, что в основном все те мероприятия, что предусмотрены в плане, уже выполнены, а по некоторым показателям и перевыполнены.
Целью стратегического проекта ПроАктив являются: новый формат образования, популяризация и поддержка в регионе инженерного творчества.
А среди его задач: максимальное вовлечение в проектную деятельность студентов, НПР, выпускников, молодых специалистов предприятий и организаций региона; разработка и реализация проектов по заказам и с участием специалистов предприятий–партнеров; создание внутривузовской среды, мотивирующей проектную деятельность (микрогранты, олимпиады, региональные конкурсы на площадке вуза, поддержка, консалтинг и т.д.) и др.
Разрабатывается комплексная программа вовлечения обучающихся в проектную деятельность с учетом индивидуализации образовательной траектории и проектной повестки предприятий-партнеров. Сам проект предусматривает 4 уровня: ПроАктив 0+ (минима) – уровень компетенций базовый (бакалавриат). Компетенции проектной деятельности формируются в рамках учебной дисциплины «Основы проектной деятельности». ПроАктив 1.0 (стандарт) – уровень компетенций продвинутый (бакалавриат). Междисциплинарная проектная деятельность в рамках направления подготовки. ПроАктив 2.0 (супер) – межфакультетская проектная деятельность, групповые проекты, уровень – бакалавриат, магистратура, уровень компетенций – «профессионал» (+ компетенции в области технологического предпринимательства и управления проектами). И ПроАктив 3.0 («все включено») – задел на стартапы, акселерационные программы, уровень компетенций – «наставник». И в нем тоже задействованы 4 предприятия-партнеры для работы на площадке «Банка» – это АО «ФНПЦ Титан-Баррикады», ОАО «Волгограднефтемаш», ОАО «Волгоградский алюминиевый завод», АО «Волжский трубный завод».
Как видим, стратегический проект ПроАктив ориентирован на студентов вуза. Докладчик достаточно подробно рассказал об этапах реализации этого проекта в текущем году, отметив, в частности, подготовку наставников проектных команд по программам, разработанным в университете: Школа компетенций; Центр проектной деятельности с участием внешних спикеров на площадке университета – Совнет, АЦ при Правительстве РФ, ИТМО, Московский политехнический университет; на специализированных площадках: ИЦ Сколково (Школа наставников проектного обучения – 6 человек), ИТМО, РВК (Инновационная экономика и технологическое предпринимательство – 6 человек).
Отметим также, что эти программы вошли в план областных мероприятий комитета образования и науки администрации региона.
К этому надо также добавить организацию ежегодных региональных конкурсных мероприятий по инженерному творчеству и технологическому предпринимательству (и, кстати, уже проведена Олимпиада по технологическому предпринимательству).
Представим еще один стратегический проект «Конвейер инноваций», о котором рассказал исполнительный директор Программы. Его цель заключается в создании регионального центра сопровождения научно-технических проектов (от идеи до коммерциализации.) Для ее достижения поставлены следующие непростые задачи:
формирование научно-исследовательской повестки Волгоградской области, в соответствии с дорожными картами НТИ, ориентированными на рынки AutoNet, HealthNet, TechNet и FoodNet; создание площадки по продвижению инновационных проектов Волгоградской области; запуск сервиса по привлечению финансирования (фандрайзинга) на научные исследования и инновационные разработки исследователей региона, ориентированные на создание высокотехнологичных производств; организация и проведение мероприятий, направленных на поддержку инновационных проектов и технологического предпринимательства в регионе.
И четвертый стратегический проект, на котором останавливался докладчик – это «Трансформация», целью которого является обеспечение реализации программы развития и стратегических проектов опорного университета, проведение необходимых для этого трансформаций. Чтобы понять, о чем он, достаточно назвать его задачи: а это внедрение системы комплексного анализа эффективности бизнес-процессов и деятельности структурных подразделений; внедрение системы эффективных контрактов, позволяющих оценивать достижения сотрудников и осуществлять стимулирование по результатам достижений; внедрение элементов проектного управления в менеджмент университета; разработка программ мотивации для лидеров изменений и сотрудников, вовлеченных в процессы трансформации университета; инфраструктурное обеспечение реализации стратегических проектов и программы развития.
Из уже сделанного достаточно назвать то, что внедрена система эффективных контрактов, позволяющих оценивать достижения сотрудников и осуществлять стимулирование по результатам достижений; а также аккредитован региональный центр сертификации проектного управления. Можно еще много перечислять, но всего не уместить в одном списке. Важно отметить то, что работа по реализации стратегических проектов в региональном опорном университете проведена большая, демонстрируются все новые и новые результаты.
На заседании ректора были рассмотрены и другие вопросы, в том числе о мероприятиях по развитию двух факультетов – ХТФ и ФЭУ в соответствии с Программой развития опорного университета, о которых докладывали их деканы Е.В. Шишкин и С.К. Волков, а также «разные».