• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
«Российская газета – Экономика Юга России»: В Волгограде рассказали о достижениях в робототехнике

21.09.2023

Без роботов современное производство уже не мыслится. Умные машины кардинально меняют нашу жизнь.

В Волгограде прошло заседание Совета Российской академии наук по робототехнике и мехатронике. Ученые со всей страны рассказали, на что способны железные помощники. Роботы приобретают все большее значение в нашей жизни. И на полях сражений, и на морях, и в заводских цехах.

Минимальная погрешность

Инженеры пытаются решить самые разные насущные задачи: как научить робота обходить статичное препятствие, как управлять движением дождевальной машины кругового действия при обработке прямоугольных полей, как осуществлять навигацию автономного подводного аппарата с помощью гидроакустической станции.

Участники прибыли на форум буквально со всей России. Например, из Владивостока, где активно развивается робототехника, а испытание ее проводят, в том числе, в Севастополе.

"Восьминог" шагает под водой

Конечно, современные интеллектуальные машины совершенно не похожи на образы в кино. Но в этом никакой надобности и нет. Ни с Терминатором, ни с Оптимусом Праймом реальные роботы никогда и не будут иметь сходства. Антропоморфные черты есть смысл придавать машинам в сфере услуг. Так проще протекает коммуникация между человеком и машиной. Но при этом разработчики внимательно изучают как млекопитающих, так и насекомых. Ведь колесным и гусеничным типы движения роботов не ограничиваются. И в России вообще, и в Волгограде в частности большое внимание уделяют шагающим роботам. Да, они намного медленнее тех, которые перемещаются на шасси. Зато превосходят их в проходимости. Где нельзя проехать, всегда можно пройти. Но здесь нужно думать над тем, как повысить устойчивость механизма.

Так, для колеса и гусеницы не подходит подводный рельеф. А это очень перспективная сфера для извлечения полезных ископаемых. В Волгоградском гостехуниверситете совместно с режимным предприятием создали несколько опытных образцов: "Ортоног", "Восьминог", МАК-1. Кстати, под водой такие аппараты гораздо устойчивее, чем в воздушной среде. Разумеется, при выполнении конкретных задач нужно учитывать дополнительные факторы: течение, приливы и отливы.

Есть очень любопытная модель подводного робота, представляющего собой плавучую платформу с якорно-тросовым движителем. Чтобы было проще себе представить, запомните, что у роботов "рука" - это манипулятор, а "нога" - движитель. Корпус перемещается над самым дном. А шагает он по тому же принципу, как марионетка. Только здесь не кукловод за нитки дергает, а программа поднимает трос с грузом на конце, передвигает его вперед и опускает снова на дно. Если обычно тяговое усилие создается за счет силы трения (стопа ставится на землю и отталкивается от нее), то здесь - за счет веса якоря. Есть свои технические трудности. Например, у всех "многоногих" машин избыточное количество приводов (как у каждой конечности в живом организме есть свои мышцы), и управление ими должно проходить согласованно.

Кстати, сейчас идет разработка роботизированных мини-земснарядов для углубления дна в малых водоемах Волго-Ахтубинской поймы. Управление ими сильно затруднено практически нулевой подводной видимостью, но в этом и заключается научная новизна проекта. Как отметил его автор Ярослав Калинин, сейчас в мире насчитывается около двух тысяч лабораторных шагающих моделей (виртуальных, очевидно, намного больше). И Россия в этом направлении может считаться одним из лидеров, так как за рубежом больше занимаются системами управления и нейронными сетями.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги