В 1961 году в Сталинградском механическом институте была открыта специальность 1609 «Эксплуатация автомобильного транспорта», и на первый курс впервые были зачислены 50 человек, пожелавших стать инженерами автомобильного транспорта. В связи с этим и в соответствии с приказом ректора института № 587 от 6 декабря 1962 года была образована кафедра «Автомобильный транспорт». В состав кафедры вошли доцент Косолапов Г.М., к.т.н. Клочков Б.И., ст. преподаватели Баранников В.П. и Зайцев Г.Г., ассистент Крючков А.В., лаборант Ольхов М.
Руководителем кафедры с первого дня ее основания и по 1993 год был Геннадий Михайлович Косолапов. Благодаря его усилиям в университете сформировалась научная школа по исследованию тормозной динамики и безопасности движения, получившая признание среди ведущих автомобильных центров России. В 1974 г. он защитил диссертацию на соискание доктора технических наук. Появились новые направления научных исследований. Успешно защитили докторские диссертации А.А. Ревин по исследованию автоматизированных систем управления торможением (1980 г.) и Е.И. Железнов по оптимизации тормозных свойств малотоннажных автопоездов (2001 г.).
В 1993 году заведующим кафедрой стал ученик Г.М. Косолапова кандидат технических наук, доцент Комаров Юрий Яковлевич.
В рамках научной школы, созданной Г.М. Косолаповым, постоянно действует очная и заочная аспирантура, работают соискатели. За время существования кафедры закончили аспирантуру и защитились 25 человек, большинство из которых работают преподавателями на кафедрах университета, а также в других ВУЗах города и страны.
К 1975 году численность коллектива кафедры достигла 40 человек. К этому моменту была создана самостоятельная материальная база, построен и оснащен лабораторный корпус № 2. Появилась необходимость создания самостоятельного факультета. Приказом по институту № 167 от 11 августа 1976 г. был создан факультет автомобильного транспорта (ФАТ). Последовательно развиваясь, кафедра дала жизнь двум другим кафедрам «Техническая эксплуатация и ремонт автомобилей» и «Автомобильные перевозки».
С 1962 по 1976 год кафедра ежегодно выпускала
С 1 сентября 2000 г. кафедра стала готовить инженеров по специальности 240400 «Организация и безопасность движения». Первый выпуск дипломированных специалистов состоялся в декабре 2005 года. На всероссийских конкурсах дипломных проектов по специальности «Организация и безопасность движения», проводимых в Ростовском государственном строительном университете, проекты, выполняемые на кафедре, регулярно занимают призовые места, в том числе и первые. Подготовлено более 200 инженеров по организации управления на транспорте. Сегодня они работают в органах ГАИ БДД, страховых компаниях, автоэкспертных бюро, проектных организациях, учебных и научно-исследовательских институтах. Кафедра осуществляет подготовку магистров по направлению «Технология транспортных процессов» (программа «Организация и безопасность дорожного движения»).
Преподавателями кафедры опубликовано свыше 2000 научных трудов, получено более 50 авторских свидетельств и патентов, в том числе 5 патентов за рубежом (США, Италия, Франция, Болгария, Германия). Только за последние пять лет
В 1997 г. при кафедре был создан хозрасчетный автотехнический центр. Научный руководитель центра к.т.н., доцент Комаров Ю. Я. Среди направлений деятельности центра: экспертиза дорожно-транспортных происшествий, отказов образцов автотракторной техники. Выполняются экспертизы сложных дорожно-транспортных происшествий, отказов узлов и агрегатов автомобильной техники. Несколько позже в 2002 г. появился сектор организации дорожного движения. В 2007 г. была создана лаборатория инструментального контроля, на базе которой был организован государственный технический осмотр. Одновременно начал работать сектор обучения авторемонтным профессиям. Сейчас сектор обучения возглавляет доцент Ганзин С. В.