Кафедра деталей машин была создана в 1933 г. Кафедра вела курсы «Детали машин», «Подъемно-транспортные устройства», «Теория механизмов и машин». Первым ее заведующим был Б. И. Щупановский. Перед Великой Отечественной войной ему на смену пришел П. С. Щипанов.
В 1943 г. была образована объединенная кафедра «Теоретическая механика и детали машин», которую возглавил кандидат технических наук Николай Дмитриевич Соловьев.
Новый период истории начался в марте 1965 г., когда была образована самостоятельная кафедра «Детали машин и подъемно-транспортные устройства». Ее заведующим был избран кандидат технических наук, доцент Марк Соломонович Дрозд. Студентом Сталинградского механического института он ушел на фронт, а доучиваться капитану М. С. Дрозду пришлось уже после Великой отечественной войны. За воинскую доблесть он был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной звезды и многими медалями. В 1980 году за заслуги в подготовке научных кадров и развитие научных исследований М. С. Дрозд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Силами сотрудников кафедры были оборудованы учебные лаборатории теории механизмов и машин, а также деталей машин. Создавались технические средства обучения, диафильмы, плакаты, наглядные пособия. Под руководством М. С. Дрозда начала действовать аспирантура и развернулись интенсивные исследования закономерностей контактного деформирования материалов. Это направление стало основным в научной деятельности кафедры. Четыре выпускника аспирантуры — активные продолжатели научной школы кафедры: Ю. И. Славский, М. М. Матлин, А. А. Барон, Ю.И. Сидякин стали докторами наук. Сотрудниками кафедры под руководством М. С. Дрозда и его учениками были получены существенные результаты в области инженерной теории силового контактного взаимодействия твердых тел. На их основе созданы практические методы оценки механического состояния материалов непосредственно в условиях производства, монтажа и эксплуатации различных объектов техники. Разработаны и широко используются в промышленности портативные ударные твердомеры для оценки физических характеристик металла. Важные результаты были достигнуты и в области развития методов упрочнения деталей машин путем поверхностного пластического деформирования. Результаты этих исследований были обобщены в 13 монографиях (из которых 11 опубликованы в центральных издательствах), авторами которых были М. С. Дрозд, Ю. И. Славский, А. А. Барон, М. М. Матлин, Ю. И. Сидякин, М. Я. Иткис, С. Л. Лебский, А. И. Мозгунова, Н. Г. Дудкина, В. О. Мосейко. Сотрудниками кафедры получено около 100 авторских свидетельств и патентов. Научные достижения кафедры были отмечены 7 медалями ВДНХ СССР, они легли в основу трех Государственных стандартов СССР:
В 1979 г. М. С. Дрозда на посту заведующего кафедрой сменил его ученик доцент Юрий Ильич Славский, который продолжил развитие научной школы кафедры, совершенствование ее учебно-методической работы. В 1989 г. он защитил докторскую диссертацию. К началу
В 1995 году кафедру возглавил доцент Михаил Маркович Матлин, защитивший в 1997 г. докторскую диссертацию. Под его руководством защищено 5 кандидатских и докторская диссертация. В 2012 г. авторский коллектив кафедры в составе М. М. Матлина, В. В. Иванова и А. П. Осипенко стал лауреатом премии Волгоградской области в сфере науки и техники.
В настоящее время учебную и научную работу на кафедре ведут 12 преподавателей, в том числе два доктора наук, профессора и 10 кандидатов технических наук, доцентов. Ими ежегодно публикуются учебные пособия с грифом УМО, а также научные статьи, входящие в базы данных РИНЦ и SCOPUS ; в 2012 г. получен гриф УМО на учебник «Расчеты деталей и узлов транспортных машин».