• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
Версия для слабовидящихДоступная среда

История

Кафедра деталей машин была создана в 1933 г. Кафедра вела курсы «Детали машин», «Подъемно-транспортные устройства», «Теория механизмов и машин». Первым ее заведующим был Б. И. Щупановский. Перед Великой Отечественной войной ему на смену пришел П. С. Щипанов.

В 1943 г. была образована объединенная кафедра «Теоретическая механика и детали машин», которую возглавил кандидат технических наук Николай Дмитриевич Соловьев.

Новый период истории начался в марте 1965 г., когда была образована самостоятельная кафедра «Детали машин и подъемно-транспортные устройства». Ее заведующим был избран кандидат технических наук, доцент Марк Соломонович Дрозд. Студентом Сталинградского механического института он ушел на фронт, а доучиваться капитану М. С. Дрозду пришлось уже после Великой отечественной войны. За воинскую доблесть он был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени, Красной звезды и многими медалями. В 1980 году за заслуги в подготовке научных кадров и развитие научных исследований М. С. Дрозд был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Силами сотрудников кафедры были оборудованы учебные лаборатории теории механизмов и машин, а также деталей машин. Создавались технические средства обучения, диафильмы, плакаты, наглядные пособия. Под руководством М. С. Дрозда начала действовать аспирантура и развернулись интенсивные исследования закономерностей контактного деформирования материалов. Это направление стало основным в научной деятельности кафедры. Четыре выпускника аспирантуры — активные продолжатели научной школы кафедры: Ю. И. Славский, М. М. Матлин, А. А. Барон, Ю.И. Сидякин стали докторами наук. Сотрудниками кафедры под руководством М. С. Дрозда и его учениками были получены существенные результаты в области инженерной теории силового контактного взаимодействия твердых тел. На их основе созданы практические методы оценки механического состояния материалов непосредственно в условиях производства, монтажа и эксплуатации различных объектов техники.

Состав кафедры

В настоящее время на кафедре работают: Матлин Михаил Маркович, профессор, доктор технических наук, Барон Александр Алексеевич, профессор, доктор технических наук и др.

Научные направления

  • Инженерные методы расчета упругопластической контактной деформации и зубчатых передач
  • Методы и технические средства неразрушающего оперативного контроля твердости, прочностных и упругих свойств металлоизделий
  • Комбинированные методы упрочнения и упрочнение деталей машин поверхностным пластическим деформированием
  • Методы обследования технического состояния оборудования, отработавшего нормативный срок службы
  • Оперативные методы оценки статической и циклической прочности материалов по твердости и механическим свойствам при растяжении

Разработки

  • Методика прогнозирования долговечности по механическим свойствам материалов
  • Методы обследования технического состояния оборудования, отработавшего нормативный срок службы
  • Портативная установка для дробеобработки деталей машин
  • Приборы для оперативного контроля твердости металлоизделий
  • Прогнозирование долговечности по механическим свойствам материалов
  • Технология комбинированной обработки материалов
  • Технология неразрушающего оперативного контроля упругих и прочностных свойств металлоизделий

Учебная работа

Кафедра разрабатывает научно-методическую тему: «Формы и методы организации, управления и активизации учебного процесса по дисциплинам и междисциплинарным связям».

В результате этой работы создана контролирующе-обучающая программа для экспрессной оценки знаний студентов по дисциплине «Детали машин». Разработаны и используются в учебном процессе мультимедийные лекции по курсам «Теория механизмов и машин» и «Детали машин».

Контактная информация:

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги