• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A
В Государственной Думе состоялся «правительственный час» с Валерием Фальковым

16.09.2020

О стресс-тесте 

– В этом году не только наши вузы, но и вся мировая система образования впервые в своей истории столкнулась с беспрецедентной ситуацией, обусловленной эпидемией коронавируса. В одночасье возникли непреодолимые препятствия для реализации той модели образования, по которой университеты жили и работали веками. Еще несколько лет назад это означало бы только одно: полное прекращение работы вузов на несколько месяцев. И надо сказать, что в марте, когда принимались соответствующие решения, такие предложения звучали.

Однако всесторонне обсудив ситуацию с профессиональным сообществом, Министерство все же рекомендовало всем вузам перейти в дистанционный режим работы.

Конечно, это стало настоящим стресс-тестом для всей системы высшего образования страны. Первые недели все без исключения вузы испытывали трудности, зачастую существенные. Многие из них оказались по-настоящему в чрезвычайно ситуации. Сложнее других было вузам технического, медицинского и творческого профилей.

Но благодаря оперативной организации, прежде всего, взаимодействия вузов между собой, а также с Министерством, мы собирались еженедельно, консультировались и смотрели на лучшие практики, был налажен поиск решений в новых условиях, регулярный обмен лучшими практиками и опытом адаптации к новым условиям.

Конечно, не все процессы в новых условиях функционировали с прежней эффективностью, и за это достаточно справедливо критиковали вузы, но надо признать, что  система высшего образования в тот важный момент не вышла из равновесия. Характеризуя тот период, следует привести один простой пример: без предварительной подготовки в сжатые сроки в удаленный формат было переведено более миллиона дисциплин, включая лекционные и семинарские занятия. При этом абсолютное большинство курсов были проведены в срок и не перенесены на другие семестры. Случаи полной остановки обучения были скорее исключением из общей практики.

Сохранение качества образования потребовало от преподавателей большего времени и дополнительных усилий для подготовки к занятиям. Стало заметно больше индивидуальной работы со студентами и дополнительных консультаций. И надо отметить, что во многом благодаря усилиям преподавателей, большинство студентов в целом положительно оценили уровень преподавания в этих непростых, надо прямо сказать, экстремальных условиях.  

Готовность всех вузов мобилизоваться и работать позволила сохранить самое главное –  чувство стабильности для студентов и преподавателей.   

Об итоговой аттестации

– По завершении учебного года в университетах организованно прошла государственная итоговая аттестация. Принципиальное решение в этой части, реализованное вузами, состояло в максимальном использовании дистанционных форматов. Но все вы помните то время, еще не до конца было ясно, какая эпидемиологическая ситуация в том или ином регионе, рисковать было нельзя. Мы также рекомендовали университетам отменить государственный экзамен, если стандартом допускается проведение итоговой аттестации в форме выпускной квалификационной работы – защиты диплома или в виде запуска собственного стартапа, и ряд вузов воспользовались этим правом.

Опять же, благодаря самоотверженным усилиям преподавателей в университетах в новом формате прошли государственные экзамены, состоялись защиты выпускных квалификационных работ. Можно по-разному к этому относиться, и мы до сих пор извлекаем уроки из этой ситуации. Но в результате, несмотря на беспрецедентные условия обучения, дипломы о высшем образовании в 2020 году получили 550 тысяч студентов очной формы обучения.  

Сегодня можно сказать, что переход на дистанционный формат работы был вынужденной необходимостью. Но российская система высшего образования с данным вызовом, в целом, справилась.

Вместе с тем, с первых дней мы поставили себе цель внимательно анализировать происходящее, для того чтобы из уроков пандемии извлечь перспективные идеи долгосрочного развития системы высшего образования. И опыт работы университетов «на удаленке» показал не только возможности цифровых технологий, но и их многочисленные ограничения.

Во-первых, стало понятно, что инфраструктура вузов оказалась не вполне готова к полному переводу учебного процесса в онлайн.

Во-вторых, эффективное использование информационных технологий требует особых навыков и знаний у преподавателей, особой организации учебного процесса. Поэтому стало необходимо создание системы поощрения мотивации педагогов, которая активно включается в проектирование использования новых цифровых ресурсов и практик.

Наконец, ситуация показала самое главное – ряд важнейших процессов университетской жизни невозможно перенести в виртуальное пространство. Стало очевидно, что полная реализация программ высшего образования в дистанционном формате невозможна.

Безусловно, сегодня для нас с вами очевидно, что дистанционное образование нельзя сравнивать с традиционным и предлагать, тем более, его в качестве единственной альтернативы. Ни в коем случае  не должна речь идти о полной замене одной системы на другую. 

Далее стало абсолютно понятно, что новые формы самостоятельной работы студентов требуют новых методов и педагогической поддержки. Наконец, требуется пересмотр подходов контрольно-надзорной деятельности. Необходимо доверие к вузам с устойчивой репутацией, трансформация традиционных плановых проверок, системный мониторинг соблюдения требований законодательства.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги