• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

Главная / Университет / Пресс-центр / Новости / «Российская газета»: Академик Трубников: В России появятся мегасайенс-центры мирового уровня

«Российская газета»: Академик Трубников: В России появятся мегасайенс-центры мирового уровня

11.01.2018

Почему до сих пор не принят закон о науке? При каких условиях государство готово существенно увеличить финансирование науки? Как привлечь в страну интеллект? Об этом и многом другом корреспондент "РГ" беседует с заместителем главы Минобрнауки, академиком Григорием Трубниковым.

Григорий Трубников: Реализуя мегапроекты, мы могли бы доказать, что Россия - привлекательное место заниматься наукой! Фото: Сергей Куксин/ РГ

Какова ситуация с многострадальным законом о науке, который неоднократно обсуждался в самых разных аудиториях. Дождался он своего часа?

Григорий Трубников: Такой же вопрос нам задают сейчас и академия, и Дума, и Совет Федерации. Значит, ситуация созрела. Ведь только за последние несколько месяцев в науке произошло несколько важнейших событий. Во-первых, президентом страны утверждена новая Стратегия научно-технологического развития РФ, разработан и утвержден план ее реализации. Появилась Национальная технологическая инициатива, которую также нужно отразить в новом законе.

Далее ситуация в Российской академии наук. На мой взгляд, нужно было дождаться результатов выборов нового президента РАН. Ведь она должна играть одну из ключевых ролей в подготовке нового закона. А сразу после выборов произошло еще одно решающее событие: президент страны предложил главе РАН сформировать и возглавить новый орган - Координационный совет Стратегии. Поэтому сейчас, когда конфигурация органов управления наукой более-менее сложилась, нужно всем вместе доработать законопроект. Сейчас его редакция кардинально отличается от той, что было даже в июне 2017 года.

Можно назвать какие-то конкретные изменения, которые появятся в законопроекте?

Григорий Трубников: Например, вопрос интеграции науки и вузов. Ведь вузы сейчас находятся в Законе об образовании. Но за последнее время там появилась очень серьезная фундаментальная наука, и эти изменения нужно отразить в законе о науке. Крайне важно прописать инструменты и систему мотивации, чтобы заинтересовать бизнес более активно внедрять научные разработки. Ряд новшеств, возможно, будут связаны с аспирантурой. Предлагается, чтобы обучение в ней обязательно заканчивалось защитой кандидатской диссертации, чтобы аспирант вел научные исследования. Какие для этого создавать условия, стимулы, в какие сроки готовить диссертацию и т.д.- все это надо прописать в законе.

Почему бизнес пошел в науку?

Сейчас большие надежды связаны с новой Стратегией научно-технологического развития страны. Она должна кардинально изменить экономику России, превратить из сырьевой в наукоемкую, обеспечить независимость и конкурентоспособность. Но аналогичный документ был принят в 2006 году, там тоже были амбициозные планы, например, доля бизнеса в расходах на науку около 70 процентов. Но практически ничего не удалось достичь. Одна из главных причин - незаинтересованность бизнеса в научных разработках. Не повторится ли печальная история и с нынешней стратегией?

Григорий Трубников: Можно долго обсуждать причины, почему и чего не удалось достигнуть в предыдущей стратегии. Но остановлюсь конкретно на взаимоотношениях бизнеса и науки. Еще недавно спрос на исследования был низкий, но сейчас ситуация меняется. Скажем, в 2016 году в проекты минобрнауки бизнес вложил 16 миллиардов рублей, столько же, сколько государство. Ничего подобного десять лет назад и близко не было. Тогда фирмы и корпорации закрывали у себя НИОКР-центры, а сейчас начинают создавать, причем привлекая в первую очередь лучшие институты РАН.

В целом же по стране еще пять лет назад соотношение вложений бизнеса и государства в науку составляло 20:80, а сейчас 32:68. Тенденция, согласитесь, хорошая. В определенной мере это связано с постепенным переходом на новый уклад индустриализации, да и с санкциями, так что свой эффект они дали. Конечно, до некоторых стран мира нам далеко, скажем, в Южной Корее и Японии цифры 70:30, в США 60:40, но главное, что все начинают понимать необходимость опоры на науку. В Стратегии поставлена задача к 2035 году довести долю бизнеса в расходах на науку до 50 процентов. Чтобы его заинтересовать, предлагаются различные варианты стимуляции: налоговые преференции, бюджетное софинансирование, государственные заказы и снятие законодательных барьеров.

Предлагается ввести достойные гранты для ученых старше 70 лет, чтобы они постепенно освобождали руководящие посты для молодежи

И все же нынешнее финансирование науки вряд ли соответствует поставленным амбициозным задачам: всего 1,14 процента ВВП, в то время как в ведущих странах более 2 процентов, а в некоторых и 3.

Григорий Трубников: В Стратегии предусмотрен рост финансирования до 2 процентов, но в зависимости от того, насколько успешно пойдет дело. Вообще рост есть уже и сейчас. В этом году финансирование гражданской науки через минобрнауки увеличено сразу на 40 миллиардов рублей и достигнет 170 миллиардов. А бюджет РФФИ вырастет в 2 (!) раза. Более 20 миллиардов рублей выделено на повышение зарплат научных работников, несколько миллиардов дополнительно получат проекты Национальной технологической инициативы. Когда подобное было последний раз?

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги