• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

Главная / Университет / Пресс-центр / Новости / «Общество должно понимать и воспринимать науку»: что будет в новом Законе о науке.

«Общество должно понимать и воспринимать науку»: что будет в новом Законе о науке.

19.05.2017

Почему популяризация знаний попала в новый Закон о науке, будет ли прописана оценка результативности деятельности ученых и как будут взаимодействовать ученые и предприниматели, в интервью Indicator.Ru рассказал глава Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Матвеев.

— В новом законе о науке появится статья о популяризации научных знаний. С чем это связано?

— Да, это действительно одна из новелл законопроекта. Ее «корни» лежат в утвержденной в конце прошлого года Стратегии научно-технологического развития России. Добиться целей Стратегии можно, только имея другое качество взаимодействия научного «ядра» и всего общества. Ну, и, конечно, людей, способных развивать науку, инженерию, высокотехнологичный бизнес, должно быть намного больше, а для этого нужно дать возможность погружения в технологическое творчество с детства.

Поэтому кроме «стержневых» видов деятельности для научных и образовательных организаций: научной, научно-технической и инновационной — в законопроекте появилась и научно-просветительская деятельность. С одной стороны, объем информации о достижениях российских исследователей за последние пять лет в среднем, в зависимости от области знаний, вырос в 1,5-2,5 раза. Но, с другой, этого недостаточно. Информации о достижениях российских ученых мало. Вот пример: прорыв в тканевой инженерии ИНЦ РАН, или новый синтетический, абсолютно эквивалентный природным аналогам консервант, созданный ГНЦ НИОПИК… Много ли вы об этом слышали? А ведь такие результаты появляются в России практически ежедневно.

Так что нам просто необходима широкая трансляция новейших знаний. Если мы хотим получить прорывные продукты и решения и иметь развитый рынок потребления таких продуктов, конечно, общество должно понимать и воспринимать науку.

Есть еще один аспект, побудивший к формированию этой части регулирования. Популяризация науки — это не только развитие информационного поля, это и активно разворачивающаяся сфера детского научно-технического творчества — сети кванториумов (это детские технопарки). У нового поколения огромная потребность и интерес заниматься робототехникой, IT, искусственным интеллектом, исследованиями генома и так далее. Но с точки зрения законодательства есть достаточно тонкая грань. Отчасти это можно трактовать как дополнительное образование, а можно как самостоятельное научное творчество. Последствия такой трактовки разные. Если в первом случае требуется, например, лицензирование, разработка образовательных программ, то во втором — скорее признание результатов такого детского научного творчества через систему соревнований, выставок, общероссийских олимпиад.

Возврат к списку

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги