• Шрифт
  • A
  • A
  • A
  • Цвет
  • A
  • A
  • A

«От кафедры «Автомобильные дороги и городской транспорт» до кафедры «Изыскания и проектирование транспортных сооружений»

«В составе первого набора 1952 г. в Сталинградском институте инженеров городского хозяйства из общего контингента студентов 400 человек 25% (100 человек) было зачислено на специальность «Автомобильные дороги». Их профессиональная подготовка началась на одной из двух первых в институте профилирующих кафедр, созданной в 1955 г. - «Автомобильные дороги и городской транспорт» (второй была «Городское строительство и хозяйство»). В названии было отражено стремление министерства коммунального хозяйства, в ведении которого находился в то время институт, сформировать коммунальный профиль института и профилирующих кафедр (с учётом перспективного открытия специальности «Городской электрический транспорт»). Спустя несколько лет кафедра была переименована в «Автомобильные дороги».

Студенты первого набора автодорожного факультета СИИГХ: верхний ряд – Матовников А.Ф., Козлов А.И.; нижний ряд – Романов В.П., Бушин Е.Д.

Цыганов Р.Я.

Кафедру организовал и возглавил к.т.н. Цыганов Римма Яковлевич, который неоднократно отмечал, что большую методическую помощь в организации учебного процесса и научно-исследовательской работы кафедры на стадии её становления оказали известные дорожники, доктора технических наук,- профессор А.Е. Страментова (Московский инженерно-строительный институт), профессор А.А. Милашечкина (Саратовский автомобильно-дорожный институт) и другие преподаватели этих вузов, а также Харьковского автомобильно-дорожного института.

Главное внимание в годы организации и становления кафедры уделялось разработке заданий на курсовое и дипломное проектирование, а также подготовке методических указаний и пособий.

Наряду с учебной и методической работой уже в первые годы функционирования кафедры существенное внимание уделялось развитию научных исследований, тесно связанных с потребностями дорожно-строительных организаций области и города Волгограда. Так были проведены исследования асфальтового вяжущего на основе местных минеральных порошков. Одними из первых были начаты работы по вероятностной оценке прочностных свойств грунтовых оснований дорожных одежд на городских магистралях Волгограда. Этой работой обоснована возможность использования несимметричных кривых распределения для модулей упругостей грунтов в основании дорожных одежд. Интересные данные получены при изучении температурного режима покрытий городских дорог.

В исследованиях первого периода, до 1960 года, участвовали Л.Н. Бормосов, Т.В. Канаева и Р.Я. Цыганов. К научно-исследовательской работе широко привлекались студенты. Многие из них впоследствии прошли аспирантскую подготовку, как в нашем институте, так и в других учебных или научно-исследовательских институтах и успешно защитили кандидатские диссертации.

В последующие годы усилия коллектива были сосредоточенны на изучении методов электрического моделирования для целей дорожного проектирования. Впервые в стране на кафедре были начаты работы по исследованию стационарных температурных полей в земляном полотне автомобильных дорог. Затем была разработана методика расчета с помощью электрических моделей водопропускных сооружений с учетом аккумуляции стока перед ними. Несколько позже была создана установка для расчетов трансформации максимальных расходов рек, имеющих важное значение для проектирования мостовых переходов. Работа получила признание крупных ученых, таких как О.В. Андреев, А.А. Угинчус и В.А. Большаков. За период с 1955 – 1962 гг. сотрудниками кафедры опубликовано более 200 работ, большая часть которых получила широкое признание.

С 1965 года началось исследование тепловых и влажностных полей в земляном полотне с помощью двойных сеточных моделей. В исследованиях по электрическому моделированию участвовали Л.Ю. Бойко, В.И. Козловский, Е.М. Рыжков, Р.Я. Цыганов. В области электромоделирования была разработана методика и аналоговая установка для расчётов трансформации максимальных расходов рек (В.И. Козловский), а также модели для исследования водно-теплового режима дорожного полотна (Л.Ю. Бойко). Работы кафедры по электрическому моделированию получили высокую оценку таких крупных научных центров как Государственный Гидрологический институт и Научно-исследовательский институт оснований, фундаментов и подземных сооружений.

Наряду с отмеченными работами коллективом кафедры выполнялись и другие важные для дорожного строительства и проектирования исследования. Так Н.П. Толстиковым были детально изучены вопросы сцепления асфальтобетонных покрытий с грунтоцементными основаниями и закономерности распределения модулей упругостей дорожных одежд. Несколько позже были закончены исследования структурных особенностей щебёночных оснований (А.Ф. Шорин.). Р.Я. Цыгановым разработаны принципы математического трассирования автомобильных дорог, в том числе и на основании использования методов динамического программирования. Под его руководством проводились исследования в области проектирования дорожных сетей (В.В. Орешкин) и автомобильных дорог в зоне крупных искусственных водохранилищ (В.И. Майстренко).

С 1970 года на кафедре ведется работа по использованию теории систем в проектировании автомобильных дорог, а также математической теории игр (В.И. Козловский, Р.Я. Цыганов). Разрабатываются вопросы архитектурно-ландшафтного проектирования автомобильных дорог, в частности, разработана модель построения перспективного изображения дороги для оценки плавности развития трассы автомобильной дороги и исправления «слепых» участков трассы (В.Б. Ивасик.). В 1981 году была разработана методика установления расчетных расходов для рек с приливно-отливными явлениями. Важное в практическом и научном отношениях исследование асфальтобетонов и битумов начаты в эти годы на кафедре С.И. Романовым.

Результаты исследований представлялись на многочисленных научно-практических конференциях, проводимых кафедрой. Под руководством проф. Р.Я. Цыганова защищено одиннадцать кандидатских диссертаций, сформирован квалифицированный педагогический состав кафедры «Автомобильные дороги», который развивался в тесном контакте с ведущими специалистами и кафедрами страны.

Обсуждение рабочего проекта. Слева направо: д.т.н., проф. МАДИ Федотов Г.А. (в центре), Цыганов Р.Я. (слева) и молодые преподаватели кафедры Артемов С.Н., Кузнецов В.Н., Девятов М.М., Попов А.П.

на фото: проф. Тулаев А.Я., проф. Некрасов В.К. (МАДИ) (в центре) с участниками научно-практической конференции дорожников: преподавателями кафедры Автомобильных дорог и руководителями предприятий дорожной отрасли Волгоградской области

Профессор Цыганов Римма Яковлевич, руководил кафедрой «Автомобильные дороги» с небольшими перерывами до 1986 года. В 1965-1966 учебном году обязанности заведующего кафедрой исполнял профессор Толстиков Николай Петрович. В период с 1971 по 1976 год на должность заведующего кафедрой был избран и работал – к.т.н., доцент Козловский Виталий Иванович.

Толстиков Н.П

Козловский В.И.

В 1986 году заведующим кафедрой «Автомобильные дороги» был избран к.т.н. Девятов М.М. В 2001 году кафедра была реорганизована в кафедру «Изысканий и проектирования транспортных сооружений», заведующим которой с момента реорганизации и по настоящее время является профессор Девятов М.М.

Девятов М.М.

С середины 80-х годов кафедра активно сотрудничает с ведущими профилирующими дорожными кафедрами страны в МАДИ, СибАДИ, ЛИСИ. В результате, на кафедре под руководством и совместно с учёными этих ВУЗов разработаны важные научно-исследовательские темы, связанные с обеспечением безопасности движения на дорогах сельскохозяйственного назначения в период уборочных работ (Девятов М.М.), учётом психофизиологии водителей при проектировании автомобильных дорог (Артёмов С.Н., Цыганов А.Р., Ивасик Д.В.), безопасностью движения в сельских населённых пунктах (Кузнецов В.Н.), проблемами ресурсного обеспечения технологических процессов в дорожном строительстве (Алексиков С.В.), эффективностью использования битумных материалов в дорожном строительстве (Романов С.И., Казначеев С.В.). Результаты этих исследований нашли широкое признание и отражение в соответствующих отраслевых нормативных документах федерального и регионального значения, в практике проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

В этот период кафедрой значительно расширены объёмы хоздоговорных исследований выполнявшихся по заказу производства. В основном, они посвящались анализу транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог Волгоградской области, повышению их безопасности, надёжности и эффективности их содержания. Существенное внимание при этом уделяется научному обоснованию размещения и планировки элементов обустройства и архитектурного оформления автомобильных дорог (Девятов М.М.), что нашло широкое отражение в архитектурном оформлении дорог Волгоградской области, реализуемом в тесном сотрудничестве с учёными архитектурных кафедр ВолгГАСУ. Результаты исследований внедряются в подразделениях ОГУП «Волгоградавтодор» и других предприятиях и направлены на развитие дорожного хозяйства Волгограда и Волгоградской области.

Организация кольцевого пересечения на ул. Мира г. Волгограда

Пример использования архитектурных знаков в качестве доминант в местах с однообразным рельефом

В связи с существенным ростом транспортных потоков, снижением безопасности и удобства движения на дорогах городов и, в первую очередь, в Волгограде, при отсутствии должного развития улично-дорожной сети, кафедра ИПТС с 2000 года разрабатывает научное направление: «Проблемы модернизации и развития улично-дорожной сети крупных городов» (Девятов М.М.). По этому направлению подготовлены и защищены две диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук (Катасонов М.В., Чумаков Д.Ю.), касающиеся проблем принудительного регулирования режимов движения транспортных потоков в местах с интенсивным движением пешеходов. Опубликовано только по этой тематике более сорока научных статей, в том числе 19 статей в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определённых ВАК РФ; подготовлено и издано в 2009 году учебное пособие под грифом УМО ВУЗов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов, совместно с проф. Р. Кюхлером из Высшей технической школы г. Кёльна (Германия) на русском и немецком языках «Основы теории транспортных потоков, организации и управления движением в России и Германии». При этом кафедра активно внедряет идеи, разрабатываемые в научном направлении, в практику развития транспорта и дорожного хозяйства муниципального образования город-герой Волгоград. В 2006-2007 годах творческим коллективом ВолгГАСУ, сформированном на базе кафедры, по заказу администрации г. Волгограда, полученном на конкурсной основе, разработана «Комплексная транспортная схема (КТС) г. Волгограда на 2007 – 2025 гг.» и в 2007 – 2008 гг. «Комплексная схема организации дорожного движения (КСОД) г. Волгограда на 2008 – 2014 гг.» Эти документы являются основополагающими в развитии дорожно-транспортного комплекса г. Волгограда. Кафедра ведёт активную работу по внедрению и популяризации этих документов.

В результате выпускниками автодорожного факультета, работающими в «Учебно-научно-производственном предприятии «Аспект» разработаны и реализуются: уникальный проект по строительству транспортной развязки на проспекте Университетский Советского района г. Волгограда в двух уровнях с использованием современных конструктивных решений и без остановки движения транспортных потоков на период строительства на этом участке автомагистрали, более тридцати проектов по организации дорожного движения с использованием элементов принудительного регулирования скорости движения транспортных потоков, дорожных знаков изготовленных с использованием современных высокоэффективных материалов в местах интенсивного движения пешеходов, проекты малых кольцевых пересечений на УДС г. Волгограда и другие объекты дорожно-транспортного комплекса г. Волгограда.

С 2000 года также сложилось направление - «Исследование надежности и долговечности мостовых сооружений» (к.т.н., доц. Кисин Б.С.):

  • пространственные расчеты пролетных строений мостов различных систем с использованием ПЭВМ;
  • исследование работы мостовых сооружений с учетом дефектов и повреждений;
  • вопросы уширения и усиления мостов;
  • динамические расчеты строительных и мостовых конструкций.

На кафедре работает научно-исследовательская лаборатория «Диагностика и мониторинг мостов», которая располагает современной лабораторной базой для исследований и испытаний, вычислительными комплексами на базе персональных компьютеров, а также имеет допуск на право производства работ по диагностике (инспектированию), т.е. обследованию с целью составления или уточнения паспорта мостовых сооружений; штатное или плановое обследование с целью выявления состояния моста, оценки его грузоподъемности, разработки рекомендаций по эксплуатации и необходимости ремонта; обследование с целью разработки проекта ремонта или реконструкции моста (со сбором всей необходимой для проектирования информации) на территории России.

Таким образом, в университете в результате многолетнего опыта научно-исследовательской работы на кафедре автомобильных дорог (ныне кафедра «Изысканий и проектирования транспортных сооружений») к настоящему времени сложилось несколько научных направлений плодотворно работающих для дорожной отрасли. Это: исследования в области регулирования свойств нефтяных дорожных битумов и повышения надёжности работы дорожных одежд (д.т.н., проф. Романов С.И.); расчёты и прогнозирование устойчивости грунтовых откосов и склонов (д.т.н., проф. Цветков В.К., д.т.н., проф. Богомолов А.Н.); проблемы ресурсного обеспечения технологических процессов в дорожном строительстве (д.т.н., Алексиков С.В.); проблемы модернизации и развития улично-дорожной сети крупных городов (к.т.н., проф. Девятов М.М.); исследования по повышению надёжности искусственных сооружений, имеющих дефекты (к.т.н., доц. Кисин Б.С.).

Активно развиваемые с начала 90-х годов международные контакты кафедры в области подготовки специалистов дорожников распространились и на совместные научные разработки. Исследования, направленные на повышение эффективности и долговечности работы дорожной разметки, её световозвращающей способности, выполнялись совместно с специалистами университета штата Мичиган (США) (Проф.Т. Малек проф., Девятов М.М., магистр Улевский В.В.). Над развитием методов оценки безопасности движения на автомобильных дорогах работы ведутся при участии учёных университета прикладных наук г. Кёльна (Германия) (проф. Кюхлер Р.) и ВолгГАСУ (к.т.н., проф..Девятов М.М, к.т.н., доцент Чумаков Д.Ю., инж. Мокроусов С.С., асп. Витолин С.В., магистр Вилков А.Е.).

Профессора Мичиганского университета США: проф. Малек Т. и проф. Харишандран Р. на встрече с преподавателями автодорожного факультета

Профессор Тейлор В. (MSU, США) вручает дипломы и денежную премию студенту магистратуры Житникову К.С.

В 2006 году (6-8 июля) кафедра стала базовой по организации и проведению III Российско-германской конференции «Современные проблемы безопасности дорожного движения и их решение. Дети и молодёжь на дорогах».

Участники III Российско-германской конференции «Современные проблемы безопасности дорожного движения и их решение. Дети и молодёжь на дорогах», 2006г.

На кафедре «Автомобильные дороги» в период с 1962 по 1970 гг. успешно функционировала аспирантура под руководством профессора Цыганова Р.Я. С 1998 года на кафедре работает аспирантура по специальности 05.23.11 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей», а в 2001 году в университете открыт Специализированный Совет по защите кандидатских диссертаций по направлению 05.23.11. «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей». Под руководством профессора Девятова М.М. за это время успешно защищены 5 кандидатских диссертаций (Катасонов М.В., Улевский В.В., Панов Д.Б., Чумаков Д.Ю., Любченко А.С.). Всего по этой специальности за период 2001 - 2012 год защищено 2 диссертации доктора технических наук и 57 диссертаций кандидатов наук.

Изменение социально-экономического строя, меняющиеся потребности народного хозяйства страны и характер международных отношений в сфере образования, начавшиеся в 90-е годы ХХ столетия, вызвали необходимость изменения в системе подготовки специалистов с высшим образованием, в том числе, и для дорожной отрасли. Широкое развитие научных направлений кафедры, высокий уровень и разносторонность подготовки её научно-педагогических кадров позволили откликнуться на эти вызовы современности и выступить с инициативой по изменениям в структуре подготовки специалистов для дорожно-транспортной отрасли в университете.

В результате проведенной работы в университете с 1992 года в рамках многоуровневой системы образования ведется подготовка бакалавров техники и технологии по направлению 270100 «Строительство», а с 2000 года магистров техники и технологии по магистерской программе 550119 «Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Кроме того были открыты две новых специальности для дорожно-транспортной отрасли: 190702 (240400) «Организация и безопасность движения» (с 2000 г.) и 270201 (291100) «Мосты и транспортные тоннели» (с 2002 г.).

Эти изменения вызвали необходимость создания новых профилирующих кафедр из числа научно-педагогических кадров кафедры «Автомобильных дорог». В результате в 2000 году кафедра «Автомобильные дороги» была реорганизована в кафедру «Изысканий и проектирования транспортных сооружений» (ИПТС) (зав. каф. к.т.н., доц. Девятов М.М.). Также в 2000 г. организованы кафедры «Строительства транспортных сооружений» (д.т.н., проф. Романов С.И.), «Организации и безопасности дорожного движения» (к.т.н., доц. Балакин В.В.), в 2003 г. - кафедра «Мосты и сооружения на дорогах (к.т.н., доц. Кисин Б.С. В последующем, в результате преобразований, проведённых в университете, в июле 2010 г. кафедра «Мосты и сооружения на дорогах» была присоединена к кафедре ИПТС.

В 2011/2012 учебном году кафедра ИПТС насчитывает 34 человека, в том числе 30 человек научно-педагогический состав (из них 12 человек, имеющих учёные степени и звания) и 4 человека учебно-вспомогательный состав.

Благодаря активной позиции кафедры ИПТС успешно развивается международное сотрудничество в области образования. С 1994 года подготовка специалистов дорожной отрасли по многоуровневой системе осуществляется в рамках международного сотрудничества ВолгГАСУ с Высшей профессиональной школой (г. Кельн, ФРГ) и Мичиганским университетом (г. Лансинг, США). В учебном процессе участвуют преподаватели из Германии и США, обмен преподавателями и студентами носит обоюдный характер.

Первый состав Волгоградского отделения Мичиганской секции Международного института транспортных инженеров (ITE), 1999 г.

Организаторы российско-германского образовательного процесса: (слева направо) проф. Крингс В., руководитель международного отдела Хорзова Л.И., проф. Кнюттген Й., проф. Девятов М.М., проф. Калашников С.Ю.

Преподавателями кафедры ИПТС (проф. Девятов М.М., к.т.н. Чумаков Д.Ю., инж. Мокроусов С.С., Девятов В.М., Витолин С.В.) совместно с преподавателями высшей технической школы г. Кёльн (проф. Матар Х., проф. Кюхлер Р., проф. Кох К., инж.. Шайдт М.Ф.) создан уникальный учебно-методический комплекс для подготовки специалистов дорожников одновременно на русском и немецком языках включающий в себя учебные планы и программы, а также 6 учебных пособий на русском и немецком языках по вопросам проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. В результате 20 российских студентов-бакалавров прошли подготовку на русском и немецком языках, а 18 из них защитили дипломы в Высшей технической школе г. Кёльн (Германия) и получили квалификацию немецких инженеров-дорожников.

При активном участии преподавателей кафедры ИПТС в 1997 году впервые в России организовано отделение Мичиганской секции Международного института транспортных инженеров (ITE), которой руководит уже более 14 лет доцент кафедры ИПТС Артёмов С.Н.. Члены Российской секции - преподаватели и студенты получают возможность стажироваться в США, публиковать свои работы в изданиях США и ежемесячно получать журналы с информацией о достижениях в дорожной отрасли. Студенты-дорожники нашего Университета ежегодно участвуют в конкурсах научных студенческих работ ITE, занимая при этом призовые места.

На протяжении всего периода деятельности кафедры её преподавателями выполнялся большой объем учебно-методических работ. Только за последние 5 лет (2006-2011 гг.) подготовлено и тиражировано 2 монографии, 2 учебных пособия и 12 методических указаний. В перспективе кафедрой намечается усиление подготовки студентов по использованию математических методов и современной вычислительной техники, навигационных и программных средств, а также развитию у студентов интереса к научно-исследовательской работе, внедрению её результатов в практику строительства и проектирования дорожных объектов, реальному проектированию в процессе выполнения курсовых и дипломных проектов и работ.

Всего за период работы кафедры с 1955 по 2012 годы подготовлено и выпущено для работы в дорожной отрасли более 5000 специалистов-дорожников. Среди них такие выпускники как: Донцов Г.И., бывший управляющий Волгоградским областным дорожным трестом и президент концерна Росавтодор., бывший первый глава Дорожного департамента России Голованов Н.И., бывший начальник Управления автомобильных дорог администрации Волгоградской области Майданов В.Д. успешно руководивший строительством мостов на БАМе. Бывшие начальники управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области Резников С.В. и Васильев А.Н. Директорами государственных автодорожных предприятий крупных областей России были и работают Герасименко А.Д. (Нижегородавтодор), Кострикин В.А. (Воронежавтодор), Кравченко Е.А. (Упрдор «Кубань»), Малачевский В.В. (Волгоградавтодор), Шевченко В.А. (Астраханьавтодор), Ярцев И.В. (Татавтодор). Ведущими, известными в стране учеными стали Виноградский А.К. - в области экологического трассирования автомобильных дорог, Гайворонский В.Н. - в области водно-теплового режима дорожного полотна, Питецкий Ю.А. и другие.

Коллектив кафедры ИПТС, 2012 г. Нижний ряд слева направо: асс. Морозова М.А; инж. Забазнова Е.И.; ст. преп. Стыценко Л.А.; к.т.н., доц. Артемов С.Н.; к.т.н., проф. Девятов М.М.; ст. преп. Артемьев Г.И.; к.т.н., ст. преп. Любченко А.С.; ст. преп. Попов В.М. Средний ряд слева направо: ст. преп. Кузьмин С.В.; ст. преп. Кузьмина О.В.; к.э.н., доц. Вилкова И.М.; к.т.н., доц. Макаров А.В.; ст. преп. Середина О.С.; асс. Жабина А.Ю.; асс. Полякова Е.С.; ст. преп. Васильченко А.А.; ст. преп. Зубцов Н.Н. Верхний ряд слева направо: к.т.н., доц. Улевский В.В.; к.т.н., доц. Майданов А.Е.; к.т.н., доц. Чумаков Д.Ю.; к.т.н., доц. Лескин А.И.; к.т.н., доц. Ивасик Д.В.; к.т.н., доц. Катасонов М.В.; зав. лаб. Бабаян А.Р.; к.т.н., доц. Пузиков А.В.

Продолжая славные традиции инженеров-путейцев, кафедра ИПТС стремится поддерживать связь со своими выпускниками, чутко реагируя на запросы дорожной отрасли в своей повседневной работе. В свою очередь и наши выпускники, руководствуясь чувством гордости за свою профессию, патриотизмом и уважением к «альма-матер», стараются оказать содействие родному ВУЗу. Так, выпускники-дорожники в 1994 году проявили инициативу в создании Благотворительного дорожного фонда поддержки дорожного образования и науки им. Цыганова Р.Я., который в 2002 году реорганизован и в настоящее время продолжает работать. При финансовой поддержке фонда учреждены 9 стипендий им. Цыганова Р.Я. для студентов-дорожников и аспирантов. Фонд также проводит ежегодный конкурс среди ученых на лучшую научно-исследовательскую работу, в результате которого определяются победители, награждаемые дипломами и премиями Фонда. Кроме того, Фонд им. Цыганова Р.Я. организует встречи выпускников-дорожников разных поколений, что имеет огромное воспитательное значение для молодого поколения.⁠

Сайты университета

Общеуниверситетские сайты

Факультеты

Кафедры

Филиалы

Дополнительные образовательные услуги